Это кто поменьше кошки и побольше огурца

бОДТЕК бОРЙМПЧ

уфйипфчптеойс тбъощи меф

мхюыее — дефсн

ъОБА УБН — НОЕ ХЦЕ ОЕ ПФВЙФШУС
й ОЕ УЛЙОХФШ РПЗПОА У ИЧПУФБ.
с ОЕ РЕМ — С УХДШВХ, ЛБЛ МЙУЙГХ,
хЧПДЙМ ЪБ УПВПК ПФ ЗОЕЪДБ.
лБЛ Ч МЕУХ, ПВДЙТБСУШ П УХЮШС,
рП УФПМЙГЕ ДТЕНХЮЕК ЛТХЦХ —
ъБ УПВПА ДЩИБОЙЕ УХЮШЕ
пФ МАВЙНЩИ УЧПЙИ ХЧПЦХ.
с ОЕ РЕМ — Б, ЛПЗДБ ВЩМП УЛЧЕТОП,
ъБЗПЧБТЙЧБМ ЪХВЩ УХДШВЕ —
пФФПЗП Й УФЙИЙ УХЕЧЕТОП
оЙЛПЗДБ ОЕ РЙУБМ П ФЕВЕ.
хИПЦХ, УМПЧОП ЬИП ЛТХЗБНЙ,
уМПЧОП РПЕЪД Ч ОПЮЙ — ХИПЦХ.
оЕ ФЕВС С ЪПЧХ, ДПТПЗБС.
с ВЕДХ ЪБ УПВПК ХЧПЦХ.
1990

ч ПЛОЕ ЖПОБТЙЛ ЧЙОПЧБФЩК
лБЛ УЧЕФМСЮПЛ ОБ ДОЕ ЪТБЮЛБ.
йЗТБ ОБ ЛХИОЕ ХЗМПЧБФПК
ч РЕТЕЧПДОПЗП ДХТБЮЛБ —
иТХУФЙФ ЧРТЙЛХУЛХ УМБДЛЙК ЛХВЙЛ,
оБД ВМАДГЕН ФСОЕФУС РБТПЛ,
й ЧУЕИ ДТХЗ Л ДТХЗХ РТЙЗПМХВЙФ
юБУПЧ ДПНБЫОЙК ЗПЧПТПЛ.
лТХЗЙ ЪБЕЪЦЕООПК РМБУФЙОЛЙ,
лПМПДБ, УФЕТФБС Ч ЛМПЮЛЙ.
нЩ ЧУЕ ТБЧОП ЮФП ОБ ЛБТФЙОЛЕ —
рЕТЕЧПДОЩЕ ДХТБЮЛЙ.
л УЧПЕК РТЙЛМЕЕОЩ ЛБНПТЛЕ,
оЕ РПОЙНБС — ЛБЛ ЦЕ ВЩФШ?
лБЛЙН ЦЕ ЮБЕН РТЙЧЛХУ ЗПТШЛЙК
оПЮОПЗП УФТБИБ РЕТЕВЙФШ?
уНЕЫОЩ МАВЙНЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ,
зМБЪБ РП-ДЕФУЛЙ ЗПМХВЩ.
лПЗДБ ЧП ФШНЕ ЛТПЫБФУС УРЙЮЛЙ,
уЦЙНБС УЕТДГЕ ПФ ВЕДЩ,
с ЪОБА — ОЕФ ЧЕТОЕК ХМПЧЛЙ,
юЕН НБНЙО СВМПЮОЩК РЙТПЗ.
й УЧЕФ ПФ МБНРЩ РП ЗПМПЧЛЕ
фЕВС МБДПОША ЗМБДЙФ ЧРТПЛ.
1993

ч ЪБЛПХМЛБИ йЕТХУБМЙНБ
нОЕ ЧУФТЕЮБМУС ПУМЙЛ ЮЕТОПЗМБЪЩК.
пО ЧПЪЙМ ХРТСНХА ФЕМЕЦЛХ,
лТПФЛП ЭХТС РЩМШОЩЕ ТЕУОЙГЩ.
ыМЙ ЗХУШЛПН ЕЧТЕЙ Ч УЙОБЗПЗХ.
цБТЕОЩН ФСОХМП ЙЪ ЛПЖЕКОЙ.
ч МБЧПЮЛЕ, РП ЫЕЛЕМА ЪБ ЫФХЛХ,
тБУЛХРБМЙ ЛТЕУФЙЛЙ ФХТЙУФЩ.
чДПМШ ЛБНОЕК, ЙЪЯЕДЕООЩИ РТПЛБЪПК,
ыМСРЛБНЙ, ЪПОФБНЙ ХЛТЩЧБСУШ,
лПЮЕЧБМЙ ЗБММЩ Й ЗЕТНБОГЩ —
оП ПФ УПМОГБ ОЕ ВЩМП УРБУЕОШС.
й ЧПФ ФБН — Ч ЙЪЧЙМЙОБИ, Ч РТПФПЛБИ
зПТПДБ, ЗДЕ НПМСФУС ОБ ТЩОЛЕ,
зДЕ УПМДБФ ОБ РБРЕТФЙ УЛХЮБЕФ —
нОЕ СЧЙМУС ПУМЙЛ ЮЕТОПЗМБЪЩК.
оЙЪЛПТПУМЩК, ЧЕЦМЙЧЩК, ЛХДМБФЩК.
ыЕЧЕМС ХЫБНЙ РТПУФПДХЫОП,
оЕУ ПО ВЕЪНСФЕЦОХА РПЛМБЦХ
оП УЧСФЩЕ МЕУФОЙГЩ Й ЧЪЗПТВШС.
й РТЙРПНОЙМ С, ЮФП УНЕТФЙ — ОЕФХ,
рБТБ ФЩУСЮ МЕФ — ЗМПФПЛ ЪБВЧЕОШС,
ыБТ ЪЕНОПК — ЭЕРПФШ УХИПЗП РТБИБ,
оЙЮЕЗП РПЛБ ОЕ ОБЮЙОБМПУШ.
уЕТДГЕ ЦЕ — УЧПВПДОП УМПЧОП ОЕВП,
б МАВПЧШ — ДПЧЕТЮЙЧЕК ХМЩВЛЙ.
лБЛ ИПФЕМ С ПУМЙЛБ РПЗМБДЙФШ
й РПГЕМПЧБФШ. оП ОЕ ТЕЫЙМУС.
дХМ УЛЧПЪОСЛ ЙЪ СНЩ ЛБФБЛПНВОПК.
рМБЧЙМ ЛБНОЙ ЦБТ РЕТЕД ЛПЖЕКОЕК.
лПЧЩМСМБ ЧЕФИБС ФЕМЕЦЛБ.
вПТНПФБМ РПЗПОЭЙЛ РП-БТБВУЛЙ.
1995

уФ-ФБТЙЛ! ч-ЧЕДШ ФЩ ЦЕ З-ЗЕОЙБМШОЩК
р-РПЬФ!» — ФБЛ НОЕ УЛБЪБМ ПДОБЦДЩ
пДЙО РЙУБФЕМШ ОЕОПТНБМШОЩК,
у ХФТБ УЗПТБАЭЙК ПФ ЦБЦДЩ.
пО ЪБЙЛБМУС ЧДПИОПЧЕООП,
лТЩМПН ТБЪНБИЙЧБС РШСОП,
й ЬФХ ЖТБЪХ — ОЕЙЪНЕООП
чУЕН ЗПЧПТЙМ ЪБ РПМУФБЛБОБ.
уФ-ФБТЙЛ!» — ТБУРБИОХФЩ ТЕУОЙГЩ
ч ОЕЧЩТБЪЙНПН ЙЪХНМЕОШЕ, —
фЩ Ц З-ЗЕОЙБМШОЩК!» — РТПДБЧЭЙГЕ. —
р-РПЬФ!» — УЕТЦБОФХ Ч ПФДЕМЕОШЕ.
еНХ ОБМПЗ РМБФЙМЙ ЧЙООЩК
й, ЧЩЗОБЧ ВЕЪ ИМПРПФ Й ТЙУЛБ,
чУМЕД ХМЩВБМЙУШ, МЦЙ ОЕЧЙООПК
оЕ РТЙОЙНБС Л УЕТДГХ ВМЙЪЛП.
уМЕЪПК ТБУУБУЩЧБМ ПВЙДХ,
чУЕН ОБДПЕМ, — (уФ-ФБТЙЛ, С Р-РМБЮХ!») —
уПЫЕМ ОБ ОЕФ, РТПРБМ ЙЪ ЧЙДХ,
чДБМШ ЛХЧЩТЛБСУШ ОБХДБЮХ.
фЕРЕТШ ПО ФБН, ЗДЕ ЧУЕ УНЕЫБМПУШ, —
уФЙИЙ, ДПМЗЙ, НЕУФПЙНЕОШС,
зДЕ ОЕЛПНХ ДБЧЙФШ ОБ ЦБМПУФШ.
й ФЕН ОЕ НЕОШЕ —
йЪ УЛПНЛБООПК ЗТХДЙ ЗХДЕМЙ
уМПЧБ ОБЧЪТЩД, ЛБЛ ЙЪ РПДЧБМБ.
уПЧТБФШ ОЕ УФЩДОП, Ч УБНПН ДЕМЕ,
лПЗДБ ВЩЧБЕФ ЧЩРЙФШ НБМП.
пО ОБУ ЧЕОЮБМ ДЕЫЕЧПК УМБЧПК,
йУЛБМ УПЮХЧУФЧЙС, ЛБЛ ИМЕВБ.
дЩНЙМПУШ УФТБУФША ЧЕМЙЮБЧПК
мЙГБ ТБЪТХЫЕООПЕ ОЕВП.
1995

цЙМ-ВЩМ ОБ УЧЕФЕ чЙММЙ —
лТБУЙЧ, ДМЙООПЧПМПУ.
йНЕМ ЛТБУЙЧЩК чЙММЙ,
хЧЩ, ФХВЕТЛХМЕЪ.
чЕУШ ДЕОШ УЧЕТЛБМ ЗМБЪБНЙ,
чБМСМУС ОБ ФТБЧЕ,
уФЙИЙ УМБЗБМЙУШ УБНЙ
х чЙММЙ Ч ЗПМПЧЕ.
вЩЧБМП, УМПЦЙФ чЙММЙ
лБЛПК-ОЙВХДШ УФЙЫПЛ —
вЕЦЙФ Ч ФТБЛФЙТ УЛПТЕЕ,
зДЕ ЦДЕФ ЕЗП ДТХЦПЛ.
. вЩМ ЧУЕН ЙЪЧЕУФОЩК ыХВЕТФ
фБМБОФМЙЧ Й ЛХТОПУ
й ФПЦЕ, Л УПЦБМЕОША,
йНЕМ ФХВЕТЛХМЕЪ.
пО РБМШГЕН ВБТБВБОЙФ
рП УЛБФЕТФЙ У ХФТБ —
оХ ЗДЕ ЦЕ ЬФПФ нАММЕТ?
дБЧОЩН-ДБЧОП РПТБ!
оП ЧПФ ЧВЕЗБЕФ чЙММЙ
й ФХФ ЦЕ ЧП ЧЕУШ ДХИ,
тБЪНБИЙЧБС ЫМСРПК,
уФЙЫПЛ ЮЙФБЕФ ЧУМХИ:
«Fremd bin ich eingezogen:» —
й ыХВЕТФ, УРБЧ У МЙГБ,
иЧБФБЕФУС ЪБ УЕТДГЕ,
вМЕДОЕЕ НЕТФЧЕГБ.
й УМЕЪЩ ВМБЗПДБТОП
лБФСФУС УМПЧОП ЗТБД,
й чЙММЙ ПО ГЕМХЕФ
ч ЛХДТСЧЩК ВБЛЕОВБТД.
. зПТЙФ УЧЕЮБ Ч ЛЧБТФЙТЕ
оБ РСФПН ЬФБЦЕ.
юБУЩ ДБЧОП РТПВЙМЙ
дЧЕОБДГБФШ ТБЪ ХЦЕ.
дЧЕОБДГБФШ ТБЪ РТПВЙМЙ,
рПФПН ФТЙОБДГБФШ ТБЪ.
пДОЙ МЙЫШ жТБОГ Й чЙММЙ
оЕ ДТЕНМАФ Ч ЬФПФ ЮБУ.
жТБОГ, Ч ЧПМПУЩ ЧГЕРЙЧЫЙУШЬ
хУФБМПК РСФЕТОЕК,
йЪ ФТХВЛЙ Ч ДБМШОЙК ХЗПМ
рХУЛБЕФ ДЩН ЪНЕЕК.
дТПЦЙФ НПФЙЧ, РЕЮБМЕО,
лМАЮПН УЛТЙРЙФ РЕДБМШ,
чЕУШ ОПФОПА ЪБЧБМЕО
вХНБЗПА ТПСМШ.
й ЦБМПВОП, Й УМБДЛП
чУЕМСЕФУС Ч УЕТДГБ:
«Fremd bin ich eingezogen:» —
й ДБМШЫЕ, ДП ЛПОГБ —
й ФЕ, ЮФП ТБЪМАВЙМЙ,
й МХООЩК УЧЕФ ЧПМОПК,
й ОБ ДЙЧБОЕ чЙММЙ
лТБУЙЧЩК Й ВПМШОПК,
й ЧЕФТБ ЫПТПИ ДБМШОЙК,
й ЪЧПО РПДЛПЧ Ч ОПЮЙ,
й ВЕДОБС ЛЧБТФЙТБ,
чТБЭБСУШ ЧЛТХЗ УЧЕЮЙ.
. вЕЦЙФ ЪБ ПВМБЛБНЙ
фТПРЙОЛБ Ч ОЕВЕУБ.
хИПДСФ жТБОГ Й чЙММЙ,
уМЩЫОЩ ЙИ ЗПМПУБ.
йДХФ ПОЙ, ПВОСЧЫЙУШ,
у РМБЭБНЙ ОБ РМЕЮБИ,
чДЩИБС ЗПТОЙК ЧПЪДХИ,
ъБВЩЧЫЙ П ЧТБЮБИ.
фБН БЗОЕМЩ ПТМЙОП
й НЕДМЕООП РБТСФ,
рТПИМБДОЩЕ ЧЕТЫЙОЩ
бМНБЪБНЙ ЗПТСФ.
уРЙФ НЙТ Ч РХЮЙОЕ МХООПК,
й ЗДЕ-ФП ЧЩУПЛП
оЕЙЪМЕЮЙНП АОЩК
нПФЙЧ ЪЧХЮЙФ МЕЗЛП:
Fremd bin ich eingezogen,
Fremd zieh wieder aus.
Der Mai war mir gewogen
Mit manchem Bluemenstrauss.
Das Maedchen sprach von Liebe,
Die Mutter ganz von Ehe.
Nun ist die Welt so truebe,
Der Weg gehuellt in Schnee:
1996
«Gute Nacht» — УФЙИЙ чЙМШЗЕМШНБ нАММЕТБ, НХЪЩЛБ жТБОГБ ыХВЕТФБ.

лПЗДБ РП РТЙИПФЙ УЧПЕК,
дЙЧСУШ ЛБРТЙЪХ,
еЗП РХУФЙМЙ ВЩ, УЛПТЕК
пЖПТНЙЧ ЧЙЪХ,
вТПДЙФШ Й УФЕОЩ РПДРЙТБФШ
рБТЙЦБ, тЙНБ,
рТЕД ЛТБУПФБНЙ ФТЕРЕФБФШ
й — ДБМШЫЕ, НЙНП —
тБЪЧЕСФШ, ЧЩКДС ОБ РМЕОЬТ,
дПУБДХ, ЗПТЕЮШ,
лБЛ вБКТПО ЙМШ, ИПФШ ОБРТЙНЕТ,
чБУЙМЙК мШЧПЧЙЮ —
зМСДШ, ТЙЖНЩ УФБМЙ ВЩ ТБУФЙ
ч ПВИПД ГЕОЪХТЩ
й УОПЧБ, ЗПУРПДЙ РТПУФЙ,
рЙТЩ, БНХТЩ.
б ЧРТПЮЕН, ЮФП ФЕРЕТШ ЗБДБФШ,
у УХДШВПК МХЛБЧЙФШ.
рПЬФХ ОЕЮЕЗП ФЕТСФШ,
вЕТЕЮШ, РТЙВБЧЙФШ.
дПМЗЙ, УЧПВПДБ, ЛБТБОФЙО,
пФ о. ОЙ ЪДТБУШФЕ.
фЩ ГБТШ Й УБН УЕВЕ ПДЙО
рТБЧБ Й УЮБУФШЕ.
2001

б рХЫЛЙО — ПО НОЕ РП ОБУМЕДУФЧХ ДПУФБМУС.
пФЕГ, РПНОА, ЮБУФП Л ОЕНХ ЧПЪЧТБЭБМУС,
пФЧЕФБ ЙЭБ МЙ, ЪБВЧЕОШС, РПЛПС,
чЪДЩИБС РПТПК ОБД МАВЙНПК УФТПЛПА.
рП ЛПНОБФБН РМЩМЙ ЧЕЮЕТОЙЕ ВМЙЛЙ,
пЮЛЙ ЪБНЙТБМЙ ОБ ЛПОЮЙЛЕ ОПУБ,
лПЗДБ ПО РПДЮЕТЛЙЧБМ ВЕТЕЦОП Ч ЛОЙЗЕ
уМПЧБ, НОПЗПФПЮЙС, ЪОБЛЙ ЧПРТПУБ.
пОЙ ФБН ПУФБМЙУШ, ЛБЛ РФЙГЩ ОБ ЧЕФЛЕ.
й ОЩОЕ МЕЗЛП НОЕ, РПД МБНРПК ХУФТПСУШ,
оБКФЙ ЛБТБОДБЫОЩЕ ЬФЙ РПНЕФЛЙ
й ЧДТХЗ РТПЮЙФБФШ ЙИ, ЛБЛ УЧСЪОХА РПЧЕУФШ.
мАВХА УФТБОЙГХ ЪБЧЕФОПЗП ФПНБ
пФЛТПЕЫШ — Й ДПНБ.
2002

чЙЦХ ЛБЛ У ВЕТЕЗБ ФЙИПК ТЕЛЙ
фЙИЙК, ЪЕМЕОЩК, ЪБРХЭЕООЩК ЗПТПД,
уПООЩЕ ЛТЩЫЙ, ТЕЪОЩЕ ЛПОШЛЙ
й ОЕРПДЧЙЦОЩК ЛПМПДЕЪОЩК ЧПТПФ.
рХФБОЩИ ХМПЮЕЛ РЩМШОЩК РПЛПК,
дЙЛЙК ТХЮЕК Ч УЕТДГЕЧЙОЕ ПЧТБЗБ,
уМПЧОП ПДОБЦДЩ НБИОХМЙ ТХЛПК —
вПЗ У ОЙН, ЮФП УВХДЕФУС, — ФП Й ЧП ВМБЗП.
рХУФШ РТПДПМЦБЕФУС ЦЙЪОШ ЛБЛ-ОЙВХДШ,
чТЕНС, ДЕТЕЧШС, ТЙУХОЛЙ ОБ ЫФПТБИ.
мЕЮШ ВЩ Ч ФЕОЙ, ОБ УЛБНЕКЛЕ ХУОХФШ,
уМХЫБФШ ФТБЧЩ РТПТБУФБАЭЕК ЫПТПИ,
рМЩФШ РП ФЕЮЕОЙА, ДХЫХ УВЕТЕЮШ.
зДЕ ЦЕ ФЩ, ТПДЙОБ? юФП ФЩ ФБЛПЕ?
пВЩЛОПЧЕООБС ТХУУЛБС ТЕЮШ,
уФПЙФ ЕЕ МЙЫШ ПУФБЧЙФШ Ч РПЛПЕ.
2003

чЩЧПДЙФ МАВБС ФТПРЙОЛБ Ч МЕУХ
чУЕЗДБ ОБ ПРХЫЛХ,
зДЕ НЕДМЕООЩК ЧЕЮЕТ УФХРБЕФ Ч ТПУХ,
еТПЫЙФ НБЛХЫЛХ.
зДЕ РПЪДОЕЕ УПМОГЕ ПВЧПДЙФ МХЮПН
пФЛТЩФПЕ РПМЕ,
ыЙТПЛПЕ ОЕВП. п ЮЕН С, П ЮЕН?
п ЦЙЪОЙ, ОЕ ВПМЕ.
уФПЙЫШ ОБ ПРХЫЛЕ, ОБ УБНПН ЛТБА
хЫЕДЫЕЗП МЕУБ.
дХЫБ ЧУРПНЙОБЕФ ДПТПЗХ УЧПА,
оЕ ЮХЧУФЧХС ЧЕУБ.
дЧЕ РФЙГЩ ЪБ РТБЧЩН Й МЕЧЩН РМЕЮПН
эЕВЕЮХФ ЮХФШ ОЕТЧОП,
п ЮЕН-ОЙВХДШ УРПТС. п ЮЕН С, П ЮЕН?
п УНЕТФЙ, ОБЧЕТОП.
фП ДПТПЗП УЕТДГХ, ЮФП ЧЩОЕУ У УПВПК
йЪ ДЕВТЙ, ЙЪ ЮБЭЙ.
оП ОЕВБ РПУМЕДОЙК ЗМПФПЛ ЗПМХВПК
гЕМЕВОЕК Й УМБЭЕ.
й ФЩ, УМПЧОП ЛБНЕОШ, ОБ УЧЕФ ЙЪЧМЕЮЕО,
ъБВХДЕЫШ Ч ЙФПЗЕ
вЩМЩЕ ФТПРЙОЛЙ. п ЮЕН С, П ЮЕН?
лБЛ УФТБООП — П вПЗЕ.
б ФБН, ЪБ УРЙОПК, ЛБЛ Ч РТПЕНЕ ДЧЕТОПН —
дТЕЧЕУОЩЕ ВМЙЛЙ
й ЧПЪДХИ, НЕТГБАЭЙК Ч ГБТУФЧЕ ЗТЙВОПН,
ч УФТБОЕ ЪЕНМСОЙЛЙ.
мЕЦЙФ РПМХНЗМБ Ч ЗПУХДБТУФЧЕ ОЙЮШЕН,
ч ОЙЮЕКОПК ПФЮЙЪОЕ.
ыЙТПЛПЕ РПМЕ. п ЮЕН С, П ЮЕН?
оЕ РПНОА. п ЦЙЪОЙ.
2004

лПМЕВМАФУС ФЕОЙ Ч ОЕСТЛПН ПЗОЕ,
пУЕООЕЕ ОЕВП УМПЙФУС Ч ПЛОЕ.
пЛПОЮЕОБ УМХЦВБ. й Ч ХЗПМ ВМБЗПК
рПУФБЧМА ЪБ ЧЕЮОЩК УЧЕЮХ ХРПЛПК.
юХФШ РМБНЕОЙ ВШЕФУС ВПМШОПК НПФЩМЕЛ,
чУРМЩЧЕФ ФЙЫЙОБ РПД МЕРОПК РПФПМПЛ.
уНЕФБЕФ УФБТХИБ ОЕВЕУОХА РЩМШ,
дБМЕЛЙК ЪБЧПДЙФУС БЧФПНПВЙМШ.
рБТЙФ ЧП ДЧПТЕ ОЕЧЕУПНЩК УЕОФСВТШ,
нПУЛЧЩ ТБУУФЙМБЕФУС УПООЩК ФЕБФТ,
уФХДЕОФЛЙ УОХАФ, ОБ ИПДХ ЗПНПОС.
с ЪОБА, ЛБЛ ВХДЕФ ХЦЕ ВЕЪ НЕОС.
пДОБЦДЩ ОБДПМЗП, ОБ ОЕУЛПМШЛП МЕФ
с РТПУФП ХЕДХ ЛПНХ-ОЙВХДШ ЧУМЕД,
ч ФБЛХА ЦЕ РПТХ ХКДХ РП ЫПУУЕ
йОПЕ РПРТПВПЧБФШ ЛПЖЕ-ЗМСУУЕ.
ч ФБЛХА ЦЕ ПУЕОШ ОБ ДБЮЕ РХУФПК
оЕЦБТЛПЕ УПМОГЕ ЪБКДЕФ ОБ РПУФПК,
оЙ ТБЪХ ОЕ УЛТЙРОХЧ ДПУЛПА ЛТЩМШГБ,
ч РМБЭЕ РТПРЩМЕООПН, ЕЭЕ ПФ ПФГБ.
й ФЙИЙК УЛЧПЪОСЛ РТПМЙУФОЕФ ЮЕТОПЧЙЛ,
й ЧЕФИЙК ТБУЛТПЕФУС ЫЛПМШОЩК ДОЕЧОЙЛ,
й ВЩУФТБС ФЕОШ ОБВЕЦЙФ ЛБЛ ПМЕОШ,
лБЛ ВХДФП ЮЙФБФШ Й ТБЪЗМСДЩЧБФШ МЕОШ.
2004

лБЛБС-ФП РТПЦЙМЛБ, РПУМЕДОЙК МЕРЕУФПЛ
оЕ ФТЈФУС, ОЕ УФБТЕЕФ, ОЕ ЪОБЕФ УЧПК ЫЕУФПЛ.
чП ЧУЈН, ЮФП ЕУФШ С, УНЕТФОЩК УЗХЭБЕФУС УПУФБЧ,
б ЬФБ ЧУЈ ЧЙФБЕФ, ОЙ ЛБРМЙ ОЕ ХУФБЧ.
мЕЗЛБ, НПМОЙЕЧЙДОБ, Й ЗПДЩ ЕК ОЕ ЧРТПЛ,
й ЧУЈ ЕК МАВПРЩФОП — УОЕЦПЛ ФБН ЙМЙ ВПЗ?
уЙОЙЮЛБ МЙ ОБ ЧЕФЛЕ? — ПОБ ХЦ ФХФ ЛБЛ ФХФ.
й ЧЩРПТИОЕФ ЙЪ ЛМЕФЛЙ, ЛПЗДБ НЕОС УПФТХФ.
2009

хФТП, ЧУЈ ЮХДЙФУС ЮФП-ФП ОЕ ФП —
ыПТПИ, У ЛБЛЙН ОБДЕЧБЕЫШ РБМШФП,
юФП-ФП ЙОБЮЕ ОЕНОПЗП, ЕДЧБ,
уМПЧОП РТЙЫЙФЩ ОЕ ФБЛ ТХЛБЧБ.
ч УХНЕТЛБИ УЙОЙИ ОБ ХМЙГЕ, УЕТ,
уОЕЗ ОПЪДТЕЧБФПА РЕОЛПК РПДУЕМ.
у ЧПЪДХИБ, ЛБЦЕФУС, УОСМЙ ОБМЈФ.
уЕТДГЕ ДПЗБДЛБ ЛПМШОЈФ.
цЙЪОШ РТПЦЙФБ, ЮФП-ЮФП ВХДЕФ — ВПЗ ЧЕУФШ.
чЕЭЙ УФБОПЧСФУС ЛБЛ ПОЙ ЕУФШ.

пВЙДЕЧЫЙИ ВМБЗПУМПЧЙ,
рТПУФЙ ОЕМЙГЕНЕТОП.
с РПМПО, зПУРПДЙ, МАВЧЙ
й УЛЧЕТОЩ, ЮФП ЛБЧЕТОБ.
с РЕТУФШ ЙЪ ФМЕОБ Й ЛТПЧЙ
й ЛБЦДПНХ РТПЪТБЮЕО,
оП РПМПО, зПУРПДЙ, МАВЧЙ,
й ХН Ч фЕВЕ ХФТБЮЕО.
(чУЕ ВХДХФ РЕФШ — Й ЫХТБЧЙ,
й ТЩОПЛ, Й ФБЧЕТОБ.)

ч РХУФЩОЕ УОЕЗ ВЕМЙФ ЪБТА,
фЛЈФ ЙЗП МЕЗЮЕ РХИБ.
уЛБЦЙ ЧП НОЕ, С РПЧФПТА,
с, вПЦЕ, ЧЕУШ ЙЪ УМХИБ.
уЛБЦЙ ИПФШ РФЙГЕК ОБ МЕФХ,
уФТЕНЙФЕМШОПА ФЕОША,
ч УОЕЗХ С уМПЧП ПВЧЕДХ,
рХУФШ ДБЦЕ ФП, ЮФП ПВЧЕДХ,
нОЕ ВХДЕФ Л ПУХЦДЕОША.
2009

рХФШ ТБЪЗТЕВБС Ч УОЕЦОПН УБДХ,
чЩВЙТБА МПРБФХ РПХЦЕ,
жМПЛУЩ МАВЙНЩЕ, ЙТЙУ РПД УОЕЗПН
уФТБЫХУШ РПЧТЕДЙФШ.

вПЦЕ, ПЮЙУФЙ НЕОС!
оП РПХЦЕ, НПМА,
чПЪШНЙ МПРБФХ Й фЩ.
2009

об уптплпчха зпдпчэйох хвйкуфчб ипнслб

лБЛ С ЙУЛБМ ФЕВС, ЙУЛБМ,
лБЛ НБФШ НЕОС В ЙУЛБМБ.
фЩ — МБРЛЙ Ч ВМАДГЕ РПМПУЛБМ,
й ДЧБ ЛМЩЮЛБ ПУЛБМБ.
фЩ ЧЕТЙМ НОЕ, НЕОС МАВЙМ.
й С ФЕВС ХВЙМ.

с МШ ОЕ РМБУФБМУС Ч РЩМЙ, С МЙ ОЕ
ыБТЙМ МЙ РПД ЗБТДЕТПВПН,
рТБИПН ДЩЫБМ, ОБДТЩЧБС ЧП ФШНЕ
зМБЪ РПМПХНОЩН ГЙЛМПРПН.
зДЕ ФЩ, ЪБВМХДЫБС Ч ОЕФСИ ПЧГБ?
рТЙДЙ ЪБ РБЪХИХ, Л ЗТХДЙ ПФГБ.

й ЧПФ ПО МЕЦЙФ, ЛТПФЛП МБРЛЙ УМПЦЙЧ,
оЕЮБКОП ТБЪДБЧМЕОЩК ДЧЕТША.
пО, ЧЕТОП, НПМЙМУС НОЕ. ч ФП, ЮФП С ЦЙЧ,
пО ЧЕТЙМ, ПО ЪЧБМ. с — ОЕ ЧЕТА.
рТЙУРБМБ НМБДЕОГБ РТЕУФХРОБС ДЭЕТШ.
у ФЕИ РПТ Ч УНЕТФШ ТБУРБИОХФБ ДЧЕТШ.

вТПДЙФ Ч ЛТПЧЙ УОПЧЙДЕОЙС УПЛ.
вБФАЫЛБ пМЕ мХЛПКЕ,
фЩ МЙ РПД ЧЕЛЙ РПДУЩРБМ РЕУПЛ,
уМЈЪ ОЕ УНПТЗОХФШ, ЮФП ФБЛПЕ?
бОЗЕМ цЕМБОЙК ТБЪВХДЙФ ЧТБУРМПИ,
юФП С УЛБЦХ, БИ Й ПИ.

бИ, РПМХНЗМХ, ОПЧПЗПДОАА ЕМШ,
уЮБУФШС ПЗОЙ ЫБТПЧЩЕ,
бИ, бОЗЕМ, ФЕ, П ЛПН УЕТДГЕ ДПУЕМШ
рМБЮЕФ, РХУФШ ВХДХФ ЦЙЧЩЕ.
еУМЙ ЦЕ ОЕФ, ДМС ОБЮБМБ РПЛБ,
пИ — ЧПУЛТЕУЙ ИПНСЛБ.
2009

дТБЗПГЕООЩК, ЦЙЧПК, РПЮЕНХ ФЩ ЧЕЪДЕ?
рПЮЕНХ ВЩ ЙЛПОЛПК ОЕ ВЩФШ ОБ ЗЧПЪДЕ?
фЧПЈ В ФЕМП ДБЧБМЙ ПВМБФЛПА Ч ТПФ,
оЩОЕ, ДЕФЙ, ЧЛХЫБЕН УЧСФПК ЛЙУМПТПД?

й ЧЕДШ ОЕФХ Х ЦЙЪОЙ ЪЕНОПК ФБЛЙИ НЕУФ,
зДЕ РП УТЕДБН Й РСФОЙГБН РПУФ,
зДЕ ВЩ ЛФП-ОЙВХДШ ЧПЪДХИ, УРБУБСУШ, ОЕ ЕУФ,
рТПРЙФБСУШ НЕТГБОЙЕН ЪЧЈЪД.
иПФШ ЮХФПЛ, ИПФШ ЗМПФПЛ — ОП ВЩМЙОЛЕ МАВПК.
й ЛПЗП РТЙУФХР БУФНЩ ЧЕДЈФ ОБ ХВПК —
фЩ, ПФЕГ, РТЙЮБЭБЕЫШ УПВПК.

с — ДЩИБОЙЕ ЧУСЛП, Б УМБЧЙФШ ФЕВС
лБЛ, ОЕ ЪОБА: МЙЫШ, ЧЪДПИ ОБ НПТПЪЕ ЛМХВС,
хМЩВБАУШ — ЛБЛ зПУРПДБ НОПЗП ЧПЛТХЗ!
й ЧОХФТЙ, Й ЧЕЪДЕ ПФ ОЕЗП ОЙЛХДБ.

лБЛ Ч лТЕЭЕОШЕ ЙЪ ЛТБОПЧ УЧСФБС ЧПДБ,
лБЛ дБТЩ РТПОЙГБАЭЙК дХИ.

оЕЦОЩК ЧПЪДХИ УЦЙНБЕФ ЧЙУЛЙ.
зПТПД ЧЩМЕРМЕО — УФЕОЩ, ЛБТОЙЪЩ,
зТХДЙ ЛТЩЫ ЮЕТЕРЙЮОЩИ, УПУЛЙ —
й РТЙЕНМЕФ МАВЩЕ ЛБРТЙЪЩ
чПМЙ УЛХМШРФПТБ. фПФ ОЕДПЧПМЕО:
юФП ОЙ ДПН — РПМХЮБЕФУС ЗПМЕН.

фП ТБЪНПЮЙФ ЛПТПФЛЙН ДПЦДЈН,
фП ОБ УПМОЩЫЛЕ ВЩУФТП ПВУХЫЙФ,
чЕФЕТЛПН ТБЪПНОЈФ, РПДПЦДЈН —
чДТХЗ ЧЪДПИОЈФ Й Ч УЕВЕ ПВОБТХЦЙФ
хН Й УЕТДГЕ, ЦЙЧПЕ ФЕРМП
уФБТЩК ЗТБД РПХФТХ, Б ОЕ УЛМП.

фТПОХФ РБМШГБНЙ ЛБЦДЩК ЧЕТЫПЛ,
лБЦДЩН ЧЪЗМСДПН ПВМАВМЕО, ЪБИЧБФБО,
уМПЧОП Ч ЗМЙОСОЩК НСЗЛЙК НЕЫПЛ
оЕТПЦДЈООЩК ЕЭЈ ЛФП-ФП УРТСФБО.
фБЛ НПТБЧУЛЙЕ Ч РПМЕ ИПМНЩ
пВМБЛБНЙ ЛМХВСФУС, ЧПМШОЩ.

уЕТЕВТЙФУС ТЕЛБ Ч ИПМПДЛЕ,
фЙЫЙОПА ОБМЙФЩ зТБДЮБОЩ,
оБ ИТХУФБМШОПН ДТПЦЙФ ПВПДЛЕ
мХООЩК УЧЕФ, ЮЕМПЧЕЮЕЛ РЕУЮБОЩК.
й, ХФТПВОЩН ФЕРМПН ДПТПЦБ,
уЛМП ЪЧЕОЙФ, НПМПДБС ДХЫБ.

фП ОЕ УПМОЕЮОЩК УЧЕФ У ЛТЩЫ УФЕЛБЕФ БТВБФУЛЙИ,
фП ОЕ УЕОШ РЕТЕХМЛПЧ РТПИМБДОЩИ, ФЕОЈФБ,
ьФП УФБДП ПЧЕЮЕЛ У ЧЕТЫЙО ЗБМББДУЛЙИ,
ьФП ЛХДТЙ УЧЙЧБАФУС, РПМОЩЕ НЈДБ.

фП ОЕ ПВМБЛБ ФЕОШ ОБВЕЦБМБ УП нлбдБ,
фП ОЕ ПЛПО НЕТГБАЭЙИ УПООЩИ ТЕУОЙГЩ,
ьФП УМБДПУФШ ЧЕЮЕТОСС, ЗТПЪДШ ЧЙОПЗТБДБ,
й ПЮЕК ИБОББОУЛЙЕ ДЧЕ ЗПМХВЙГЩ.

фП ОЕ Ч ГЕТЛЧЙ РПАФ ЛПМПЛПМШЮЙЛЙ ЧЕФТБ,
оЕ ТЕЛБ ЙЪЗЙВБЕФУС, УМПЧОП ЗЙФБОБ,
ьФП СВМПЮОЩК ЧПЪДХИ ДЩИБОЙС, ЬФП
уЕТДГЕ ЛТПЧШ ПНЩЧБЕФ ЧПМОПК йПТДБОБ.

фЩ, МАВЙНБС, ФП, ЮФП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ВМЙЦЕ,
й ЧМБДЕЕЫШ ДХЫПК НПЕК, УМПЧОП УЧЙТЕМША,
пФПКДЙ ПФ НЕОС Й ФЕВС С ХЧЙЦХ
ч РПЛТЩЧБМЕ МХОЩ ЙМЙ ЪЧЈЪД ПЦЕТЕМШЕ.

п ЧПЪМАВМЕООБС, ФП ОЕ ОПЮШ ОБУФХРБЕФ,
фП ОЕ РМПФШ НПС ЙЪОЕНПЗБЕФ Ч ВПМЕЪОЙ,
ьФП ЙНС ЙНЈО ЙЪ ЙНЈО РТПТБУФБЕФ,
ьФП Ч РЕУОА, ЛБЛ ТЕЛЙ, УЧЙЧБАФУС РЕУОЙ.
2009

дЕТЕЧОЙ, ТЕДЛЙЕ ЛБЛ УЙФП,
тПУФЛЙ ВЕТЈЪПЛ Й ЛТБРЙЧ,
рТПУФПТХ У ЛТПФПУФША дБЧЙДБ
рПВПМШЫЕ НЕУФБ ХУФХРЙЧ,
уФПСФ ВЕЪ ЫХНБ Й ВЕЪ ГЧЕФБ,
чДБМЙ — ДПТПЗЙ ЧШЈФУС ОЙФШ,
юФПВЩ ЗМБЧХ ИПФШ Ч НЙТЕ ЗДЕ-ФП
мАДУЛПНХ уЩОХ РТЙЛМПОЙФШ.

ъЕНОПК ЛТБУЩ ОБ УЧЕФЕ ЗХУФП,
й ФЩ ПЮЙУФЙМБ ФТПРХ,
зДЕ ПРХУФЙФШ ОБ НЕУФП РХУФП
дПЦДА Й БОЗЕМХ УФПРХ.
ч ФЧПЙИ ДПНБИ ФЕРМБ ОЕ НОПЗП,
й ФЩ УБНБ ОЕ ФЈРМЩК ДПН.
фЩ РЕУОС, ЧЕФЕТ Й ДПТПЗБ
ч ВЕУЛТБКОЕН РПМЕ, ЛТПНЕ вПЗБ
рПЮФЙ ОЙЛЕН ОЕ ЪБОСФПН.

жБОФ ЖЙПМЕФПЧЩК ОЕ ОБЪЩЧБК,
мПВ РПВЕТЕЮШ ПФ ЗТБВМЕК ОЕ ЪЕЧБК,
чЙДЙЫШ БУЖБМШФ? — ОБ ФТЕЭЙО УЕФЛХ
оЕ ОБУФХРБК, ОЕ ЙУРТБЧМСК ПФНЕФЛХ,
чУФТЕФЙФУС ВБВБ У РХУФЩН ЧЕДТПН
ч нПУЛЧЕ — У РПМДПТПЗЙ Ч ДПН
чЕТОЙУШ, Ч ЪЕТЛБМП ОБ УЕВС ЧЪЗМСОЙ,
оЕ ХНОЙЮБК У ЮХЦЙНЙ МАДШНЙ,
чЩЙЗТБМ — НПМЮЙ, ОЕ УЗМБЪШ,
оЕ ЕЫШ УЛПТПНОПЕ, СКГБ ОБ рБУИХ ЛТБУШ,
оЕ РТЙЪОБЧБКУС, ЮФП ФЩ ЕЧТЕК,
уРТСЮШ ЛТЕУФЙЛ РПЗМХВЦЕ, Х УЕТДГБ ЗТЕК,
гЧЕФЈФ ЮЕТЈНХИБ, ВМЙЪСФУС ИПМПДБ.
уДЕМБЕЫШ, ЛБЛ УЛБЪБОП? — оБЧЕТОП, ДБ.
й ЧЕТОП УФБТБМУС РПМУПФОЙ МЕФ
рТПКФЙ ЪБ ХНЕТЫЙНЙ УМЕД Ч УМЕД
фХДБ, ЗДЕ ДПМЗЙК РПМЈФ ЪЧЕЪДЩ
дМЙФУС УФПМШЛП, ЮФПВЩ ХУРЕФШ
ъБЗБДБФШ ЦЕМБОЙЕ, ЗДЕ ФПМШЛП фЩ,
фЩ, зПУРПДЙ, Б ОЕ УНЕТФШ.

уч.уетзйк дембеф йзтхылй дмс дефек

нХЦЙЛ У НЕДЧЕДЕН ТХВСФ РЕОШ,
оЕ РПЛМБДБС ТХЛ.
лМАЈФ РП ЪЈТОЩЫЛХ ЧЕУШ ДЕОШ
гЩРМЈОПЛ — ФХЛ, ФХЛ, ФХЛ.

рПФСОЕФ ДЕФУЛБС ЭЕРПФШ
ъБ ФБКОЩК ТЩЮБЦПЛ —
й ПЦЙЧБЕФ ДТЕЧБ РМПФШ,
й ЧЕУЕМП, ДТХЦПЛ.

йДЈФ ОБ дНЙФТЙС нБНБК,
чПК ЛБФЙФ РП тХУЙ.
фТПЙЮЕО — ЛБЛ ОЙ РПОЙНБК —
оБЫ зПУРПДЙ ЕУЙ.

уФПСФ ОБД РПМЕН ПВМБЛБ
й БОЗЕМПЧ РПМЛЙ.
й ЧЕЕФ дХИ ЙЪДБМЕЛБ,
й ФЙОПК ПФ ТЕЛЙ.

й ФПФ ЦЕ ЧЕФТ ЛБЮБЕФ МЕУ
й НЙТПН ЫЕМЕУФЙФ —
юФП ЛТХФЙФ Й ЧЕТФХЫЛЙ ЛТЕУФ,
й УЛЧПЪШ УЧЙУФПЛ УЧЙУФЙФ.

уХИПК Й ЗПТШЛЙК ЧПЪДХИ РХУФ,
уТЕДЙ НПТПЪБ ИПМПУФПЗП
вЕУУОЕЦОЩК ПДЙОПЛЙК ЛХУФ
дТПЦЙФ ПФ ЭЕВЕФБ ЗХУФПЗП.

йОУФЙОЛФ МЙ, ИПМПД МЙ, ОЕУЩФШ
уПВТБМ ЙИ ЧУЕИ ОБ ЧЕФЛБИ ЙЧЩ,
юФПВ ФПТПРМЙЧП ПВУХДЙФШ
ъЙНЩ ЗТСДХЭЕК РЕТУРЕЛФЙЧЩ?

оЕ ЧПТПВШЙОЩК МЙ РТПТПЛ
уГЕРЙМ ЙИ ЛБРЕМШЛБНЙ ТФХФЙ
ч ПДЙО ФТЕРЕЭХЭЙК ЛПНПЛ,
тБЪДХЧЫЙК УЕТЕОШЛЙЕ ЗТХДЙ?

фТЕЭБФ, РЙЭБФ ОБРЕТЕВПК
фБОБФПУ, ьТПУ Й мЙВЙДП —
фЩ ЛФП ФБЛПК? фЩ ЛФП ФБЛПК? —
лБЛ ДЕФЙ МЕКФЕОБОФБ ЫНЙДФБ.

фПТЗХЕФ, ТСДЙФУС, ЛЙЫЙФ
чПЪДХЫОЩК ТЩОПЛ, ДЕЕФ ДЕМП
лХУФБ ЧЪЯЕТПЫЕООПЕ ФЕМП,
рПЛБ ИМПРПЛ ОЕ ТБУЛТПЫЙФ.

нЩ ТСДПН РПЫМЙ ОЕЙЪЧЕУФОП ЛХДБ
рП НЗМЙУФПК ДПТПЗЕ ОЕЧЪТБЮОПК,
й ЪЩВЙМУС ЧПЪДХИ, ЛБЛ Ч УЛМСОЛЕ ЧПДБ,
оБРТБЧП, ЗДЕ РТПЖЙМШ ВЕМЕМ ЧРПМУМЕДБ,
юХФШ ЧЙДЙНЩК, РПМХРТПЪТБЮОЩК.

фПНЙМУС, РПДПЫЧПК ТБЪДБЧМЕООЩК, УОЕЗ,
ыБЗЙ ЗПЧПТЙМЙ, ЛБЛ ,
оЕТПЧОЩН Й ФЈНОЩН ТБЪНЕТПН.
оБУ ЧЕЮЕТБ РМБЭ У ЗПМПЧПА ПВМЕЛ
пВПЙИ, РПДПВОП ИЙНЕТБН.

— уЛБЦЙ НОЕ, ЛХДЕУОЙЛ, — УЕЗПДОС ХЦЕМШ? —
рТПОЙЛ УЛЧПЪШ ДЧЕТОХА ПФЧЕТУФХА ЭЕМШ
фЧПК ЗПМПУ, ФПУЛПК ПРЕТЈООЩК.

с ЮХЧУФЧПЧБМ: БОЗЕМ — У ЛТЩМБФЩН НЕЮПН
нПМЙФЧЩ — ИТБОЙФЕМШ РБТЙФ ОБД РМЕЮПН,
оБД УНЕТФОПА СНЛПК СТЈНОПК.

мхюыее-дефсн

иПТПЫП ВЩФШ ПЮЕОШ ЗТХУФОЩН —
мАДСН ОЕФ ФПЗП НЙМЕЕ,
юЕН Й РЙУШНЕООП, Й ХУФОП
рПЦБМЕФШ ФЕВС УЛПТЕЕ.
й РЕЮБМШОЩН ВЩФШ ПФМЙЮОП —
оЙЮЕЗП Ч ФПН ОЕФ ДХТОПЗП,
еУМЙ ЧУЕ ФЕВС ПВЩЮОП
хФЕЫБАФ ЛБЛ ТПДОПЗП.
лБЛ ЮХДЕУОП ВЩФШ РМБЛУЙЧЩН
й ЧУФТЕЮБФШ УМЕЪБНЙ ХФТП —
пЮЕОШ ЛБЦЕФУС ЛТБУЙЧЩН
ьФП МАДСН РПЮЕНХ-ФП.
ьФП ДЕКУФЧХЕФ РТЕЛТБУОП,
еУМЙ ВЩФШ УЮБУФМЙЧЩН ИПЮЕЫШ.
фБЛ ЮФП, ВТБФЕГ, ФЩ ОБРТБУОП
чЕУЕМЙЫШУС Й ИПИПЮЕЫШ.

уРБУЙВП ФЕВЕ, ИПНСЮПЛ ДПТПЗПК,
ъБ ФП, ЮФП ФЩ ЧЕУШ УЙНРБФЙЮОЩК ФБЛПК:
ъБ ТЩЦХА УРЙОЛХ, ЪБ ВЕМПЕ ВТАЫЛП,
ъБ ТПЪПЧЩК РБМШЮЙЛ, ЪБ ЗПМПЕ ХЫЛП,
ъБ ВЩУФТЕОШЛЙК ХУЙЛ, ЛПФПТЩК ЭЕЛПЮЕФ,
ъБ ИЧПУФЙЛ, ЮФП Ч ТХЛЙ ДБЧБФШУС ОЕ ИПЮЕФ,
ъБ ФП, ЮФП ФЩ ЭЕЛЙ ОБДХМ Й НПМЮПЛ —
вПМШЫПЕ УРБУЙВП ФЕВЕ, ИПНСЮПЛ.

ьФП ЛФП РПНЕОШЫЕ ЛПЫЛЙ
й РПВПМШЫЕ ПЗХТГБ
иПДЙФ-ВТПДЙФ РП ДПТПЦЛЕ,
рЕТЕЧБМЙЧБЕФУС?
лФП УЕТДЙФП ЗМБЪЛЙ РХЮЙФ,
нХИ, ЪЕЧБС, МПЧЙФ ТФПН —
оЕХЛМАЦБС, ЛБЛ ФХЮБ,
й Ч РХРЩТЩЫЛБИ РТЙФПН?
оЕ ЪМПЧТЕДОБС МЙ ВБВБ?
уРМЕФОЙГБ РПДЯЕЪДОБС?
оЕФ, ЛПОЕЮОП! ьФП — ЦБВБ
дПВТБС, РПМЕЪОБС!

***
вПМЕФШ МЙЫШ Ч ДЕФУФЧЕ ИПТПЫП —
мЕЦЙЫШ, ЛБЛ ГХГЙЛ, ОБ РПДХЫЛЕ
й ЫЕТУФСОПК РМБФПЛ УНЕЫОП
ъБЧСЪБО Ч ВБОФЙЛ ОБ НБЛХЫЛЕ.
рПЛБЦЕЫШ ЗПТМЩЫЛП ЧТБЮХ,
уМЙЪОЕЫШ, ЪБЦНХТСУШ, ЗПТЕЮШ У МПЦЛЙ,
й УОПЧБ ДЕМБК ЮФП ИПЮХ,
чЕУШ ДЕОШ ХРТСНШУС РПОБТПЫЛЕ.
б ЧУЕ ОБ ГЩРПЮЛЙ ЧУФБАФ!
л ЗХВБН РТЙЛМБДЩЧБАФ РБМШЮЙЛ!
хЛТБДЛПК УМБДПУФЙ ДБАФ
й ОБЪЩЧБАФ ФЕВС — !
вПМЕК, НПК НБМЕОШЛЙК, РПЛБ
оПУПЮЕЛ ЧСЪБОЩК ВЕМЕЕФ
й ОПЮША НБНЙОБ ТХЛБ
ОБКДЕФ Й РПЦБМЕЕФ.

у ОПЗБНЙ ЪБМЕЪХ ОБ ФЕНОЩК ДЙЧБО,
ъБЦНХТА ЗМБЪБ, ЮФПВ ХДПВОЕК НЕЮФБФШ, —
нОЕ РБРБ УЕЗПДОС ЧПМЫЕВОЩК ТПНБО
у ГЧЕФОЩНЙ ЛБТФЙОЛБНЙ ВХДЕФ ЮЙФБФШ!
йЪ ПЛПО РМЩЧЕФ ЪБНЕЮБФЕМШОЩК НТБЛ,
оБД ЛОЙЗПК ФБЙОУФЧЕООП МБНРБ ЗПТЙФ.

пФЕГ У ЧЩТБЦЕОЙЕН НОЕ ЗПЧПТЙФ.
оП ФПМШЛП ЧУФХРМА С Ч ЪБНБОЮЙЧЩК ВПК,
мЙЫШ ЧЕФЕТ Ч ЗТХДЙ РБТХУБ ТБЪЧЕТОЕФ —
лБЛ РБРБ, ХУФБМП ЛЙЧОХЧ ЗПМПЧПК,
хТПОЙФ УФТБОЙГХ Й УМБДЛП ЪЕЧОЕФ.

чУЕ ФЙИП. чПДБ Ч ВБФБТЕЕ ЦХТЮЙФ.
чП УОЕ РТПВПТНПЮЕФ ПФЕГ ОБХЗБД:
Й ПРСФШ ЪБНПМЮЙФ.
й УЕТДГЕ УЦЙНБЕФУС, ЛБЛ ЛХМБЮПЛ.
— ЪБ ТХЛБЧ С РЙЦБНХ ФТСУХ.
оП РБРБ УЛЧПЪШ РБМШГЩ ЛХДБ-ФП ФЕЮЕФ
й НЙТОП УРПМЪБАФ ПЮЛЙ ОБ ОПУХ.

уоезпрбд об мхое

уОЕЗ, ПФВТБУЩЧБС ФЕОЙ,
ч ВЕЪЧПЪДХЫОПК ФЙЫЙОЕ
рП ЪБЛПОХ ФСЗПФЕОШС
чЩРБДБЕФ ОБ мХОЕ.
лБЛ У ХМПЧПН РФЙЮШЙ УЕФЙ,
лБЛ У ПФМЙЧПН ЛПТБВМЙ
уОЕЗПРБДЩ ТБЪ Ч УФПМЕФШЕ
пФМЕФБАФ ПФ ъЕНМЙ.
уП УФПМЕФОЙН РПУФПСОУФЧПН,
оБ мХОЕ ЙЭБ РТЙАФ,
юЕТЕЪ ЪЧЕЪДОПЕ РТПУФТБОУФЧП
ъЧЕЪДЩ УОЕЦОЩЕ РМЩЧХФ.
тБУФСОХЧЫЙУШ ЛБТБЧБОПН,
лБЛ ФХНБООЩК нМЕЮОЩК рХФШ,
уОЕЗПРБДЩ Л МХООЩН УФТБОБН
дПМЕФСФ ЛПЗДБ-ОЙВХДШ.
вХДХФ НЕДМЕООЩЕ ЧШАЗЙ
оБ ВЕЪНПМЧОЩИ РМПЭБДСИ.
ъБЪЧЕОСФ ВЕЪЪЧХЮОП ДХЗЙ
оБ ВЕЪЪЧХЮОЩИ МПЫБДСИ.
фЙИП ЧЩМЕРСФ ЙЪ УОЕЗБ
тЕВСФЙЫЛЙ ЗПТПДЛЙ,
ч УРЙОХ ЛХЮЕТХ ДМС УНЕИБ
лЙОХФ НЕДМЕООП УОЕЦЛЙ.
й ЪБЛТХЦЙФУС НЕФЕМША
мХООЩК НЕДМЕООЩК ОБТПД.
й РП ЧУЕК мХОЕ ЧЕУЕМШЕ
вХДЕФ ДМЙФШУС МХООЩК ЗПД.
б РПФПН — ЛПОШЛЙ, УБМБЪЛЙ
ч УХОДХЛЙ ЪБРТХФ ОБ ЧЕЛ.
п ЪЙНЕ ОБРЙЫЕФ УЛБЪЛЙ
мХООЩК ДПВТЩК ЮЕМПЧЕЛ.
оЕ РПЧЕТСФ УЛБЪЛБН ДЕФЙ:
— оЙЛБЛПЗП УОЕЗБ ОЕФ!
мХООЩК УЛБЪПЮОЙЛ ПФЧЕФЙФ:
— уЛПТП НЙОЕФ УПФОС МЕФ,
лБЛ РЩМЙФУС УОБТСЦЕОШЕ —
оП ХЦ юхдп Ч ФЙЫЙОЕ
рП ЪБЛПОХ РТЙФСЦЕОШС
рТЙВМЙЦБЕФУС Л мХОЕ.

лбл чщтбэйчбфш тевеолб

лБЛ ЧЩТБЭЙЧБФШ ТЕВЕОЛБ?
ьФП ОБДП ДЕМБФШ ФПОЛП —
чЪСФШ НМБДЕОГБ Й Ч ЗПТЫПЮЕЛ
лБЛ ГЧЕФПЮЕЛ РПУБДЙФШ,
рПМЙЧБФШ ЕЗП УРТПУПОПЛ,
оЕ НЕОСФШ ЕНХ РЕМЕОПЛ,
зМСДШ — ЙЪЧЙМЙОПК УЩОПЮЕЛ
оБЮБМ ВПКЛП ЫЕЧЕМЙФШ.
еУФШ ЕЭЕ ИПТПЫЙК НЕФПД,
уЙМШОП ДЕКУФЧХАЭЙК МЕФПН, —
чЩЗОБМ Ч РПМЕ, ЛБЛ ЛПЪМЕОЛБ,
й УЛПНБОДПЧБМ:
пО РПВЕЗБЕФ ЛТХЗБНЙ,
оЕ НЕЫБСУШ РПД ОПЗБНЙ, —
оЕ ХЪОБФШ РПФПН ТЕВЕОЛБ,
фБЛ ПО ЧЩНБИБЕФ ЧЧЩУШ.
оХ Б УБНЩК ЗМБЧОЩК УРПУПВ —
чПУРЙФЕОШЕ РПД ЗЙРОПЪПН.
оЕФХ ЫЛПМЩ ДМС РПДТПУФЛБ
мХЮЫЕ УОБ Й ФЙЫЙОЩ.
дЕФУФЧП ЛПОЮЙФУС ВЕЪ ОЕТЧПЧ,
нБМШЮЙЛ ЧЩТБУФЕФ, ОБЧЕТОП,
й РТПУОЕФУС УТБЪХ ЧЪТПУМЩН.
чУЕ РТПВМЕНЩ ТЕЫЕОЩ.
чРТПЮЕН, НПЦОП У ЮХЧУФЧПН ДПМЗБ
цЙЪОШ ТЕВЕОЛХ РПТФЙФШ ДПМЗП —
ъБЛБМСФШ Ч ТЕЦЙНЕ УФТПЗПН,
уФТЙЮШ РСФОБДГБФШ МЕФ РПДТСД,
вБМПЧБФШ, ЛПТНЙФШ БТВХЪПН,
гЕМПЧБФШ ЪБ ФТПКЛХ У РМАУПН.
оХ Й ЮФП? зМСДЙЫШ — Ч ЙФПЗЕ
фПФ ЦЕ УБНЩК ТЕЪХМШФБФ.

юФП-ФП НБМЩК РПДПЪТЙФЕМШОП ЪБФЙИ.
лБЛ ВЩ, ВТБФГЩ, ПО ЧТБУРМПИ ОБУ ОЕ ЪБУФЙЗ?!
рТЙФЧПТЙФУС БОЗЕМПЮЛПН.
ъБЗМСДЙФУС Ч ПВМБЛБ.
б РПФПН — ЛБЛ УЪБДЙ ДБУФ ЙУРПДФЙЫЛБ!
лОЙЦЛХ СЛПВЩ ЮЙФБЕФ. ОЕ ЫБМЙФ.
оП — ТЕУОЙЮЛБНЙ ЛПЧБТОП ЫЕЧЕМЙФ!
вТПДСФ ИПДЙЛЙ РП ЛТХЗХ.
чШЕФУС НХИБ Ч ФЙЫЙОЕ.
сЧОП ЪТЕЕФ ИХМЙЗБОУФЧП ОБ ХНЕ.
юФП-ФП УФТБЫОПЕ ЗПФПЧЙФУС УЕКЮБУ.
нПЦЕФ — ЛБНОЕН ЙЪ ТПЗБФЛЙ РБРЕ Ч ЗМБЪ?
оЕВПМШЫПК РПЦБТ ОБ ЛХИОЕ?
йМЙ ЧДТЕВЕЪЗЙ УЕТЧЙЪ?
йМЙ УБН, ЙЪВБЧЙ вПЗ, У ЛБТОЙЪБ ЧОЙЪ?
зХВЛЙ ВБОФЙЛПН, МБДПЫЛБ РПД ЭЕЛПК.
чЪЗМСД НЕЮФБФЕМШОЩК, ЪБЗБДПЮОЩК ФБЛПК.
оЕТЧОЩК ФЙЛ Х РЕДБЗПЗПЧ,
оБРТСЦЕОШЕ ЧУЕК ТПДОЙ.
уПЧЕТЫБК УЛПТЕК ЪМПДЕКУФЧП —
оЕ ФПНЙ!

дчб нбмшюйлб й дхтбюпл

рПМОЕОШЛПЗП НБМШЮЙЛБ
пВПЪЧБМ ПДЙО ДХТБЛ Й ВЩМ ФБЛПЧ.
нОПЗП ЙИ Ч ЛЧБТФБМЕ ФХФ ПЛТЕУФОПН
чПДЙФУС РТПЧПТОЩИ ДХТБЛПЧ.
рПМОЩК НБМШЮЙЛ УТБЪХ УФБМ РЕЮБМШОЩК,
дБ Й ЛФП ЦЕ ВХДЕФ ЦЙЪОЙ ТБД,
еУМЙ ДТБЪОЙФ ЛБЦДЩК ОЕОПТНБМШОЩК
фП , ФП ?
б ДТХЗПЗП НБМШЮЙЛБ
пВПЪЧБМ ЧУЕ ФПФ ЦЕ ЙДЙПФ,
иПИПЮБ ВЕУУПЧЕУФОП РТЙ ЬФПН
й ЭЙРБСУШ ВПМШОП ЪБ ЦЙЧПФ.
б ЮЕЗП ЭЙРБФШУС? фБН ЦЕ — РХУФП.
зПТШЛП УМЩЫБФШ РТПЪЧЙЭЕ .
нБМШЮЙЛХ, ЛПОЕЮОП, УФБМП ЗТХУФОП
пФ ФБЛЙИ ВПМЕЪОЕООЩИ ЧЕЭЕК.
чПФ ЙДЕФ ПО, ВЕДОЩК, ЮХФШ ОЕ РМБЮБ,
зМБДЙФ УЧПК РПЭЙРБООЩК ВПЮПЛ.
б ЕНХ ОБЧУФТЕЮХ, УМЕЪЩ РТСЮБ,
вЕДОЩК ЛПЧЩМСЕФ ФПМУФСЮПЛ.
чЕЮЕТ. ЗТЕЕФ УПМОЩЫЛП ГЧЕФПЮЕЛ.
чЕФЕТПЛ НБЛХЫЛХ ЧПТПЫЙФ.
зДЕ-ФП ДХТБЮПЛ ЧДБМЙ ИПИПЮЕФ.
л ОПЧПК ЦЕТФЧЕ, ЧЙДЙНП, УРЕЫЙФ.
нБМШЮЙЛЙ ВЕЪ УМПЧ РЕТЕЗМСОХМЙУШ,
рПНПМЮБМЙ, У ЮХЧУФЧПН ПВОСМЙУШ,
зПТЕУФОП ДТХЗ ДТХЗХ ХМЩВОХМЙУШ
й, ЧЪДПИОХЧ, ХОЩМП ТБЪВТЕМЙУШ.
. рПУТЕДЙ ДЧПТБ ЕУФШ МАЛ ПФЛТЩФЩК.
ч ЗМХВЙОЕ — ЫЕЧЕМЙФУС ЧПДБ.
чПО ДХТБЛ ФПТПРЙФУС ОБВЙФЩК —
пО УЕКЮБУ РТПЧБМЙФУС ФХДБ!

нЕДМЕООП Ч ЪМПЧЕЭЕК ФЙЫЙОЕ
дЧЙЗБЕФУС НХИБ РП УФЕОЕ.
фЕНОПФБ ЪБ ПЛОБНЙ. ъЙНБ.
уОЕЗ МЕЦЙФ, ХВЙФЩК ОБРПЧБМ.
нТБЮОЩК РЕДБЗПЗ, УЧПДС У ХНБ,
тБУЛТЩЧБЕФ НЕДМЕООП ЦХТОБМ
й ПВЧПДЙФ ЧЪЗМСДПН ЛБВЙОЕФ,
рТСНП Ч ДХЫХ ПУФТЩК ЗМБЪ ЧЧЕТОХЧ.
с УЙЦХ, ЛБЛ ВХДФП НЕОС ОЕФ,
оЙЪЛП Ч РМЕЮЙ ЗПМПЧХ ЧФСОХЧ.
дЧБДГБФШ ЮЕМПЧЕЛ УТЕДЙ тХУЙ,
чУЕ ДТПЦБФ, ЛБЛ ПЮЕТЕДШ Л ЧТБЮХ.
зПУРПДЙ, РПНЙМХК-РТПОЕУЙ. —
рТП УЕВС С НЩУМЕООП ЫЕРЮХ.
ч НБМЕОШЛХА РБТФХ, УМПЧОП Ч ЗТПВ,
вПМШОП ХРЙТБЕФУС ОПЗБ.
ъДЕУШ бОРЙМПЧ? — УРТПУЙФ РЕДБЗПЗ.
чПФ Й ОБЮЙОБЕФУС. БЗБ.
пФЧЕЮБК УЛПТЕК, ЛБЛ ОБ ДХИХ, —
лФП ФХФ РБРБ?!> — ЗПМПУ РПЧФПТЙМ.
с ОБ ЧУСЛЙК УМХЮБК — ОЙ ЗХ-ЗХ.
нБМП МЙ ЮФП НБМШЮЙЛ ОБФЧПТЙМ?
еУМЙ ОЙЛХДБ ОЕ ЧЩМЕЪБФШ
й ЗМСДЕФШ ЪБДХНЮЙЧП Ч ПЛОП,
нПЦЕФ, ЧУЕ, ЮФП НОЕ ИПФСФ УЛБЪБФШ,
тБУУПУЕФУС ЛБЛ-ОЙВХДШ УБНП?
чПО ЧПТПОБ УЕМБ ОБ УХЗТПВ.
нПМЮБ УОЕЗ ЙДЕФ ЛБЛ ОБ ЧПКОХ.
уНПТЭЙМБ ХЮЙФЕМШОЙГБ МПВ
й ЧЪДПИОХМБ УХНТБЮОП:

— ЛБЛ УЩО НПК, ВЩЧБМПЮБ, УЛБЦЕФ
й ЧУЕН ОБ НЕОС ЗПТДП РБМШГЕН РПЛБЦЕФ:
нПК РБРПЮЛБ, — УЛБЦЕФ ПО, — ИТБВТЩК Й УЙМШОЩК,фБМБОФМЙЧЩК, ХНОЩК, ЧЕУЕМЩК, ЛТБУЙЧЩК,
рПТСДПЮОЩК, УЛТПНОЩК, УНЕЫОПК, УПЧТЕНЕООЩК,
уЙНРБФЙЕК РПМШЪХАЭЙКУС ОЕЙЪНЕООПК
ъБ ДПВТПЕ УЕТДГЕ, ПФИПДЮЙЧЩК ОТБЧ!>
оХ, ЮФП ЧПЪТБЪЙФШ?
нБМШЮЙЛ, Ч УХЭОПУФЙ, РТБЧ.

Себе на заметку; Загадочные пупырышки; Осень наступила

Анпилов Андрей — Себе на заметку; Загадочные пупырышки; Осень наступила

Осень наступила

Стала сладкою рябина…
Вся трава – как веник…
Муравей несет дубину
В теплый муравейник…

В муравейнике напилит
Из нее поленья…

Потому что наступила
Осень… к сожаленью…

Загадочные пупырышки

Это кто поменьше кошки
И побольше огурца
Ходит-бродит по дорожке,
Переваливается?

Кто сердито глазки пучит,
Мух, зевая, ловит ртом?
Неуклюжая, как туча,
И в пупырышках притом?

Не зловредная ли баба,
Сплетница подъездная?
Нет, конечно! Это – жаба,
Добрая, полезная!

Себе на заметку

Если долго не копаться
В старом сундуке,
Или долго не кататься
На половике,
Или путать не пытаться
Бабушке клубочки –
Можно скоро разорваться
Прямо на клочочки!

Ну, а если проскрести
На столе царапину,
Или в кашу вытрясти
Папиросу папину,
Или развинтить умело
Мамины очки –
Вот тогда другое дело!
Всем спасибочки!

Игры для развития грамматического строя речи

Виктория Купенко
Игры для развития грамматического строя речи

Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

Один шарф – много… шарфов

Одна шапка – много…шапок

Одни перчатки – много …перчаток

Один носок – много…носков

Одна куртка – много…курток

Одно платье – много … платьев

Один костюм – много…костюмов

Одна шляпа – много … шляп

Одни сапоги – много …сапог

Цель:закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже:

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок поросята

У коровы – теленок, телята

У лошади — жеребенок, жеребята

У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята

У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата

У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата

У ежа – ежонок, ежата

У льва – львенок львята

У лягушки – лягушонок, лягушата

Цель:закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже:

огурец – два….огурца ваза – две…вазы

стул – два …стула вишня – две…вишни

стол — два…стола слива – две…сливы

кот — два …кота кошка – две…кошки

тюльпан – два ….тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора чашка – две…чашки

окно – два….окна машина – две…машины

дерево – два…дерева кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма майка – две…майки

Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

кошка – кошечка цветок – цветочек

собака – собачка звонок — звоночек

лошадь – лошадка листoк- листочек

коза – козочка сaмолет — самолетик

стул – стульчик звезда — звездочка

стол – столик сын — сыночек

кровать — кроватка мама — мамочка

окно — окошко папа — папочка

дом – домик дочь — доченька

платье — платьице ветер — ветерок

рубашка – рубашечка дoждь — дождик

носки – носочки снег — снежок

платок – платочек солнце – солнышко

• Игра «Большой – маленький»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласование существительных и прилагательных

Игра: «Кто как голос подает»

Цель: научить определять животных по их голосам, закрепление в словаре детей прилагательных;

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных.

Игра: «Из чего сделана посуда»

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных.

Вилка из металла – металлическая

Стакан из стекла – стеклянный

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева – деревянная

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Сапоги из резины — резиновые

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных.

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных.

Морковь (какая по цвету) – оранжевая

Капуста (какая по цвету) — белая

Помидор (какой по цвету) – красный

Огурец (какой по цвету) – зеленый

Лимон (какой по цвету) – желтый

Арбуз (какой по цвету) – полосатый

Слива (какая по цвету) — синяя

Малина (какая по цвету) – красная

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных.

Куртка (какая по цвету? какая по материалу? какая по размеру) – красная, замшевая, большая

Сапоги (какие по цвету? какие по материалу? какие по размеру) – коричневые, резиновые, маленькие

Шарф (какой по цвету? какой по материалу? какой по размеру) – жёлтый, шерстяной, длинный

Перчатки (какие по цвету? какие по материалу? какие по размеру) – белые, кожаные, большие

Шляпа (какая по цвету? какая по материалу? какая по размеру) – черная, широкая, большая

Туфли (какие по цвету? какие по материалу? какие по размеру?) – оранжевые, кожаные, маленькие

Платье (какое по цвету? какое по материалу? какое по размеру) — белое, шёлковое, большое

Рубашка (какая по цвету? какая по материалу? какая по размеру) — белая, ситцевая, узкая

Шуба (какая по цвету? какая по материалу? какая по размеру) — чёрная, меховая,

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных.

Машина (какая по цвету? из каких частей) – красная, руль, колёса, дверь…

Самолет (какой по цвету? из каких частей) –белый, крылья, шасси…

Пароход (какой по цвету? из каких частей) – белоснежный, штурвал, корма…

Грузовик (какой по цвету? из каких частей) – зелёный, колёса, кузов…

Велосипед (какой по цвету? из каких частей) – синий, рама, руль…

Поезд (какой по цвету? из каких частей) – голубой, вагоны…

Лодка (какая по цвету? из каких частей) – серая, вёсла…

Самосвал (какой по цвету? из каких частей) – коричневый, кузов, кабина…

Вертолет (какой по цвету? из каких частей) – красный, шасси…

Согласование существительных с числительными

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

У кошки – 1- котенок, 2 – котёнка… 5 — котят

У собаки – 1 — щенок, 2 – щенка, … 5 — щенят

У свиньи – 1 — поросенок, 2 – поросёнка, … 5 — поросят

У лошади — 1 — жеребенок, 2 – жеребенка, … 5 — жеребят

У овцы – 1 — ягненок, 2 – ягнёнка, … 5 — ягнят

У тигра – 1 — тигренок, 2 – тигрёнка, … 5 — тигрят

У лисы – 1 — лисенок,2 – лисёнка, … 5 — лисят

У козы – 1 — козленок, 2 – козлёнка., … 5 — козлят

У медведя – 1 — медвежонок, 2 – медвежонка, .… 5 — медвежат

У волка – 1 — волчонок,2 – волчонка, … 5 — волчат

У ежа – 1 — ежонок, 2 – ежонка, .… 5 — ежат

У льва – 1 — львенок,2 – львёнка, … 5 — львят

У лягушки – 1 -лягушонок, 2 – лягушонка, … 5 — лягушат

Цель: учить образованию существительных в родительном падеже.

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?. Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?. Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама?

Кого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял Миша? Что увидел папа?

Игры для развития грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными Цель: Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже. Игра «Один — два» В игре.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи Игры для развития лексико- грамматического строя речи игра: «Сок. Начинка. Варенье» цель: Закрепить умение образовывать относительные прилагательные.

Игры для формирования грамматического строя. Понятие о слове и предложении «Скажи сколько слов». Цель. Дать детям понятие «слово». Оборудование. Машина, кукла, стул, карандаш и др. Игра. Объяснить детям, что все.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи Тема: Предлог «из-под». Цель: Учить детей выделять в предложении.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: — упражнять детей в подборе действий к предметам, — развивать логическое.

Обследование грамматического строя речи ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ. Адекватная.

Открытый просмотр НОД по теме «Дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Открытый просмотр.

«Развитие лексико-грамматического строя речи детей». Рекомендации родителям Учебное пособие содержит материалы, обеспечивающие успешному формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости» Программное содержание: Цель: помочь воспитанникам освоить формулы словесной вежливости (обращение, благодарность, извинение) для развития.