Эксперимент с птицами биология

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Перелётные птицы»

Вохменцева Наталья
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Перелётные птицы»

1. Обогащать и систематизировать знания детей о перелётных птицах. 2. Закреплять умение получать информацию об объекте в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

3. Закреплять навыки безопасного поведения при проведении опытно-экспериментальной деятельности.

4. Развивать логическое мышление, связную речь, воображение.

5. Развивать двигательную активность через использование физкультминутки и смену динамических поз детей.

6. Развивать умение видеть красоту природы через использование художественного слова.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: наблюдение за птицами, беседа, рассматривание тематических альбомов, чтение художественной литературы.

Приветствие, повторение правил поведения в лаборатории.

1. Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. В нашей помощи нуждаются перелётные птицы, Зима не пускает их к нам. Давайте им поможем прилететь в Зауралье, для этого нужно выполнить задания.

Загадки о птицах

2. Основная часть.

1 ребёнок: Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица (грач)

Воспитатель: Грач – первая перелётная птица, которая прилетает в Зауралье.

Задание №1: Почему перья у грача чёрного цвета?

Опыт «Защитная окраска перьев»

Цель: опытным путём выяснить, что окраска птицы является её защитным приспособлением.

Материалы и оборудование: грачи из бумаги, листы цветной бумаги чёрного цвета.

-Как вы думаете, есть ли у грача враги? (Да)

-Почему перья грача чёрного цвета?

-Как мы это сможем проверить?

Дети помещают бумажных грачей на чёрный лист бумаги и делают вывод о защитной окраске птицы.

Дети подходят к доске и выбирают нужную схему фиксации опыта.

-Для выполнения следующего задания нам нужно одеть халаты.

2 ребёнок: Носик лопаткой,

Крякать обожает (утка)

-Утка — это какая птица?

-Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?

Опыт «Почему не намокают перья водоплавающих птиц»

Цель: опытным путём выяснить, что защищает перья водоплавающих птиц от намокания.

Материалы и оборудование: таз с водой, перья птиц, полотенце, пинцет, средство для мытья посуды.

-Ребята, вы все с родителями гуляли в городском саду и видели там водоплавающих птиц. Как вы думаете, намокают ли перья у водоплавающих птиц?

-Как мы это сможем проверить?

Воспитатель вместе с детьми пускают перо в воду. Через минуту достают перо из воды, кладут на поднос и анализируют результат.

-Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?

-Как мы сможем это проверить?

— Педагог добавляет в воду немного средства для мытья посуды и опускает перо в воду. Через минуту достают перо, кладут на поднос и анализируют результат.

-Почему оно намокло?

Итог: перья водоплавающих птиц покрыты жировой смазкой, что позволяет им не намокать и легче двигаться по поверхности воды. При разрушении жировой смазки перья намокают и птицам становится тяжелее двигаться, они быстрее устают.

Дети подходят к доске и выбирают модель фиксации опыта.

Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)

3 ребёнок: Прилетела к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

Воспитатель: Ласточка – небольшая птица, которая делает гнёзда возле жилья человека.

Задание №3: Из чего птицы строят гнёзда?

Опыт «Из чего птицы строят гнезда»

Цель: выяснить, какими свойствами должен обладать материал для построения гнезда.

Материалы и оборудование: гнёзда, сделанные из различных материалов, веточки деревьев, вата, бумага.

— Как вы думаете, легко ли птицам строить гнёзда? Почему? С помощью чего они берут материал? (Клюва)

-Из чего они делают гнёзда? (Веточки, глина и т. д.) Каким должен быть материал, чтобы птица могла поднять его в клюве? (Легким)

-Если пойдёт дождь, что случится с гнездом? (намокнет, материал должен быть прочным)

-Как нам проверить, какой материал подходит для строительства гнёзд?

(Проверить вес, прочность, смочить водой)

Дети анализируют вес и смачивают гнёзда водой и делают выводы.

-Мы с вами выяснили, какой материал птицы могут использовать для строительства гнезда (Лёгкий, прочный)

— Кому вы сегодня помогли?

— Для чего мы проводили первый опыт?

— Что мы узнали из второго опыта?

— Что мы узнали из третьего опыта?

Звучит фонограмма «Пение птиц»

Воспитатель: Вы слышите пение птиц? Вы выполнили все задания и перелётные птицы прилетели.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3–4 лет «Перелётные птицы» Тема: «Перелётные птицы». Технология: Игровая. Образовательная область: «Познание». Интеграция: «Коммуникация», «Социализация». Цель: Развитие.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3–4 лет на тему «Перелётные птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Тема: «Перелётные птицы». Технология: Игровая. Образовательная область:.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности Цель: Совершенствовать представления детей о воде и её свойствах. Образовательные задачи: 1. Закрепить знания о свойствах воды. 2. Учить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная вода» Группа: младшая группа Вид НОД: экспериментирование с водой. Тема: «Волшебная вода». Образовательная область: познавательное развитие. Форма.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме «Перелётные птицы» Цель. Закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах. (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт) Задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо Севера» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие на Северный полюс» Воспитатель: Турчанова О. Е. Цель: способствовать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе в форме викторины «Птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с песком» Такой разный песок. Образовательная область: социализация, познание, коммуникация, художественная литература. Цель и задачи 1. Выявить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе. Материал: камешек,3 стакана с водой, зеленая краска, кисть, обруч, голубая.

Конспект НОД «Опыты и эксперименты с перьями птиц»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей

Приоритетное направление: познавательное развитие

Тема: «Опыты и эксперименты с перьями птиц»

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования

Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.

Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Предметно-пространственная развивающая среда: п ерья маховые и пуховые, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло , л упы, шпажки, кисточки, салфетки , ножницы, клеенка) .

1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

( Познавательное развитие. Коммуникативная. Свободное общение.)

В группу мальчик Богдан принес альбом с разными перышками птиц, который сделал дома с родителями. Воспитатель обращает внимание детей на альбом. -Ребята, посмотрите, что сегодня принес Богдан? Интересно, что в нем? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). Вместе с детьми рассматриваем альбом. Воспитатель: Ребята, что в этом альбоме? Какие они? Как вы думаете, чьи они? Каких перелетных птиц вы знаете?

(Просмотр картинок на проекторе: разнообразие птиц)

Все птицы разные, а что у них общего? Что отличает их от остальных

животных? Ребята, посмотрите Богдан не доделал последнюю страницу. Для чего птицам перья? Это очень интересно, а вы хотели бы узнать? (Последняя страница альбома пустая, в конце НОД прикрепим картинки с изображением значимости перьев) Как можно это узнать?

2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

( Познавательное развитие. Коммуникативная. Свободное общение.)

Где можно изучить и исследовать перья? Как одеты люди, которые работают в лаборатории?

-Посмотрите, что вы видите в лаборатории? Потрогайте перо. Какое оно?

— Интересно, легкое оно или тяжелое?

(Как это можно проверить? Как вы думаете?)Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень.

— Что еще может делать перо? Подбросьте перо. Что вы видите?

— А за счет чего оно легкое?

— Можно отрезать край у пера . Что можно увидеть.

Если попробовать вставить шпажку в стержень пера, что же там внутри? — Поэтому перо легкое, стержень пустой.

Если я сделаю пером так (помашу) что вы ощущаете? — Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Как бы нам рассмотреть перо? Что для этого нужно? (рассматривание через лупу)

Опыт с молнией и с маховым пером

— Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию.

— Ребята, а что это за перо у меня в руке?

— Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные,

— Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей) Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Хотите это проверить?

У вас бумажное перо, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку

(растительное масло), а теперь пипеткой капните воду. Что происходит с водой? Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

Ребята, мы с вами проделали опыты. Зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания) Прикрепляем на последнюю страницу картинки с изображением значения перьев для жизни птиц).

— А где в быту нам может пригодиться перо?

(в старину на Руси писали перьями)

— А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы. Удобно вам было рисовать пером? Мне не удобно. Я попробую ручкой.

3.Заключительная часть (рефлексивный этап)

(Речевое развитие Коммуникативная. Специальное моделирование ситуаций общения.)

Ребята, кому бы вы хотели рассказать про перышко? На память хочу вам подарить ручки с перышком.

Познавательно-исследовательская деятельность «Зачем птицам перья?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Исследовательская деятельность. Тема: «Для чего птице перья?».

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_tema_ptitsy.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья?». Старший дошк ольный возраст .

Актуальность . И сследовательская деятельность по данной теме позволит расширит ь знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.

Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.

Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для: полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.

Новизна: комплексная исследовательская деятельность.

— изучить материал в энциклопедической литературе;

— выяснить особенности оперения птиц;

— изучить строение и назначение перьев птиц;

— сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;

— выяснить значение перьев в жизни птиц.

Организация развивающей среды:

1. Коробка для исследований

2. Перья: маховые, пуховые

5. Емкость с водой, растительным маслом

6. Лупы, проволока, кисточки

7. Ножницы, клеенка

8. Гуашь, силуэты птиц в полете

9. Цветные перья

1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.

Воспитатель вносит коробку для исследований

— Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).

Загадываю загадку: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)

Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.

— Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)

— Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.

Дети проходят за столы.

— Чем отличаются птицы от животных? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело животных покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)

— Чем отличаются птицы от людей? (Птицы умеют летать.)

Поставить на доску схему оперения птиц.

— Тело птиц покрыто перьями.

— С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета)).

Показ крыльев разных птиц.

— Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)

2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.

— Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).

— Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».

— Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)

— Перо легкое или тяжелое?

Дети сравнивают: на одной руке — перо, на другой — камень. Взвесить на чашах весов перо и камень.

Вывод: перо легче, чем камень.

— Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)

— Как вы думаете, почему перо легкое? (Предположения детей: стержень пустой.)

— Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера — внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)

— Стержень пустой, поэтому перо легкое.

— Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)

— Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Продемонстрировать на примере о пыта с молнией.)

— Какие еще перья лежат у вас на столе?

— Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).

Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)

— Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)

— Проверим, какое перо легче — перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее — пуховое или маховое?

— На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.

— Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)

— Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)

Давайте проведем эксперимент.

— Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, опустим его в емкость с водой. Вода скатывается каплями.)

— Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)

— Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)

— Что произошло? (Слиплись волоски пера.)

— Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.

— Где в быту нам может пригодиться перо?

— В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.

— Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.

— Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).

— Давайте попробуем рисовать перьями. Обведем силуэты птицы гуашью.

— Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).

— Птицы каждый день заботятся о своих перьях, чистят их, купаются в лужах или снегу; удаляют предметы, втирают жир и удаляют лишние перья.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на.

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляет.

Определить чем питаются птицы зимой.

Информационно-исследовательский проект «Покормите птиц зимой» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой. Срок.

Непосредственно- образовательная деятельность в форме занятия-викторины с элементами игры и эксперементальной деятельности.

Тема «Зимующие птицы Забайкалья» выбран мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится зн.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их о.